Иван Александрович Оглоблин, литредактор,
спрашивал меня совершенно искренне Ч зачем художнику нужно
деформировать натуру, изображать странные нереальные объекты и ситуации,
подражать детскому рисунку... Многие читатели в письмах задавали те же
вопросы.
Отвечая, я часто ссылался на Пикассо, говорившего, что творчество
художника похоже на пение птицы и это пение нельзя объяснить.
Такой ответ не всегда удовлетворял вопрошавших. Большим доверием
пользовалась неопровержимая ссылка на сновидения. Сон, убеждал я,
занимает у человека треть его жизни, и кто может запретить художнику
видеть сновидения и изображать их?
Это объяснение устраивало любого, самого ортодоксального, читателя.
Когда обсуждают тему соответствия изображения реальному предмету, всегда
хочется сослаться на Дмитрия Лиона: лПрирода настолько совершенна, что я
не намерен состязаться с Богом╗.
Сравнительно недавно увидели свет лСводные тетради╗ Марины Цветаевой.
(Как жаль, что это произошло не в шестидесятые годы!) По моему, ей
удалось понятно и красиво высказать очень важную мысль:
лКогда вас будут укорять в отсутствии лреализма╗, отвечайте вопросом.
Ч Почему башмаки Ч реализм, а душа Ч нет? Что более реально: башмаки,
которые проносились, или душа, которая не пронашивается?..╗