Наши на Рейне

V

 

 

 

 

 

 

Владимир Гартвиг

Самарская область

 16 сентября 2006 года, в 6 часов утра скоропостижно скончался Вальдемар, Владимир Евгеньевич Гартвиг, последний носитель неукротимого духа истинно российских немцев, человек большого таланта, чуждый как мелкому тщеславию, так и привычному двоемыслию большинства "национальных" и вообще всяких функционеров (когда говорят об общем благе и принципах, не имея для себя  в виду ничего, кроме беззастенчивой жажды власти и выгоды любой ценой). Несправедливость того, что такие люди сгорают раньше пофигистов или живущих по принципу "жена, дети, и сам скотина", много раз отмечалась многими и послужила одной из главных причин для сомнения в существовании высшего арбитра, в которого Гартвиг, в отличие, например, от меня, верил, как было завещано ему его предками, его дедом, гренадером в русско-японскую войну, отцом и матерью, пережившими старательно всеми уже забываемый геноцид, направленный на уничтожение народа российских немцев.

Письмо написано как раз перед началом пожаров в Париже. Европу десятилетиями заселяли миллионами людей совершенно неевропейской культуры, не имея в виду никакой идеологии и национальной политики. Предсказанный Шпенглером и предчувствованный многими "закат Европы" начался...

Здравствуй, друг Александр!

Как и обещал, пишу, дабы поделиться впечатлениями о поездке на прародину предков.

Если точнее, то прародина находится на юге в Швабии, а я ездил в Вестфалию. Кстати, узнал, что мой родной диалект называется не schwäbisch, a altschwäbisch1. Месяц — недостаточный срок, чтобы получить полное впечатление о стране, но более чем достаточный для невозможности изложить все увиденное и услышанное в письме. Поэтому ограничусь общими впечатлениями.

Поездка в Deutschland cущественно не повлияла на моё мировоззрение, более того, некоторые убеждения укрепились. Увидел в основном то, что и ожидал увидеть, но были и неожиданности. Все Russlanddeutschen (российские немцы - Ред.) называют сами себя русаками, говорят между собой по-русски, хотя за годы жизни в Германии стали прекрасно говорить по-немецки, а молодежь даже подзабыла русский. И это притом, что многие, как я доподлинно знаю, уехали в Deutschland ради сохранения своей немецкости. Такой парадокс я могу объяснить только тем, что язык является одним из средств самоидентификации этноса, a Russlanddeutschen не хотят вливаться в общность Deutschländer, которых считают придурками. И браки между Russlanddeutschen и Deutschländer (германскими немцами) случаются редко, а мой племянник привез себе хохлушку из Калининграда. В Германии построен коммунизм, который так упорно и безуспешно пытались построить в Советском Союзе: из трудяг выжимают соки для содержания тунеядцев, и в результате у всех примерно равный уровень жизни. Я убежден, что уравниловка явилась одной из основных причин развала Советского Союза. Германия пока держится благодаря германскому лозунгу «Die Arbeit macht Spass» (Работа - удовольствие). Но все — дело времени: трудяг все меньше, а тунеядцев все больше. Да и результаты уже есть: все говорят об ухудшении жизни, не слышал ни одного противоположного высказывания. Конечно, всё относительно, и их ухудшение относительно нас является процветанием.

Понятней стала мне и нынешняя позиция Гроута. (об этой  позиции Генриха Гроута, бывшего вождя всех советских, а затем украинских немцев, см. мою с ним переписку. - А.Г.) В мононациональной стране нет почвы для национализма и расизма. Национализм возникает в многонациональной стране, особенно если там существуют привилегированные этносы, то уж обязательно возникнет противостояние утесненных и привилегированных этносов. В борьбе против наследия нацизма Германия создала нацистскую систему, только с обратным знаком: привилегированными этносами являются мусульмане и евреи, ниже стоят прочие иноземцы, затем немцы-германцы, а на низшей ступеньке стоят российские немцы — Aussiedler. Потому-то я ещё сильней засомневался в целесообразности переселения в Германию. Там ведь обычное высказывание о необходимости сохранения немецких традиций и немецкой культуры трактуется как национализм, а за национализм сажают в тюрьму. В то же время при весьма строгих германских порядках иноземцы могут творить всякие безобразия под тем предлогом, что у них такой менталитет. Конечно, в Германии нам со Светой будет сытней и спокойней, чем в России. Но Света – баба импульсивная, правда, «выступать» она будет по-русски, и её германцы не поймут, а немцы-русаки вряд ли выдадут. Но ведь и я при всём моём многотерпении могу взорваться и высказать всё, что думаю. А хоть я и прошел огонь, воду и медные трубы и даже старухи с косой не боюсь, но перспектива закончить жизнь в тюрьме меня не прельщает даже притом, что германская тюрьма уютней нашей тутошней квартиры. Что касается моих потомков, то при недостаточном знании немецкого языка и наличии в Германии 5 млн. безработных им там вряд ли выбиться в люди, а перспектив улучшения дел в Германии я не вижу: их социальная и идеологическая системы зашли в тупик, и без крупных потрясений из этого тупика не выбраться. Справедливости ради надо сказать, что нелюбовь германцев к Russlanddeutschen имеет веские основания: кто был свиньёй и пьяницей в России, тот остается таковым и в Германии, а негативное отношение к таким переносится на всех. С учетом того, что принцип коллективной ответственности существовал и существует у многих народов, это вполне справедливо. Удивляет другое: снисходительное отношение к другим иноземцам. По нашим понятиям вся Германия образцово-показательная страна, везде — удивительная чистота и порядок. И при этом поселившиеся в одном подъезде с моей сестрёнкой турки сразу же вышибли пинками входную дверь, у соседнего подъезда, где сплошь турки живут, мусорней, чем у нас в Самаре – и ничего.

Племянник возил нас со Светой в Амстердам. Город — сказка: каналы, нет двух одинаковых зданий, а каждое здание — шедевр архитектуры. Говорят, Германия до войны тоже была такой, но союзнички постарались разбомбить все города. Сами же голландцы подобного восторга не вызвали. По улицам шастают накаченные радостные наркоманы, лезут обниматься и совсем не обижаются и остаются радостными, если не выражаешь по отношению к ним ответных чувств. Осталось примерно половина белобрысых голландцев, остальные чёрные и цветные. При сохранении нынешних тенденций развития то же самое ожидает в недалеком будущем Германию. Сам я себя расистом не считаю, например, считаю правыми индийцев и африканцев, вышибавших европейцев из своих стран, но считаю неправыми европейцев, делающих свои страны цветными с усердием, достойным лучшего применения. Но по понятиям германской «политкорректности» я — расист.

Мы оказались там как раз во время выборов. Предвыборным лозунгом зеленых была цветная Германия, причем характерна сама композиция плакатов: на переднем плане здоровенный негр, за ним здоровенный турок, а сзади хлипкий немец. Посетили памятники Арминию и Вильгельму I. Впечатлило то, что грандиозный памятник Вильгельму Великому, который совместно с Отто фон Бисмарком лишил все немецкие княжества самостийности, поставили сами лишенные самостийности и незалежности вестфальцы. А памятник Арминию сооружала вся Германия. Но то было давно. Современные германцы уже не способны на такое почтение к своим великим предкам.

Посетили несколько замков. Я примерил только шлем раннего средневековья, примерил к руке копья и алебарды. Остальные экспонаты примерять не давали. Читал, что средневековые рыцари не имели косой сажени в плечах, но по доспехам своим глазом убедился, что рыцари были мужиками типа моего отца: мелкие, но жилистые. Взошли на Кёльнский собор. Для Светы с её комплекцией это был подвиг, вдохновляющий других. Слышал разговор парочки, взбиравшейся вслед за нами: «Видишь, какая мадам идет. Если такая мадам взбирается, то нам нельзя вернуться и тоже надо идти».

Но все это было по пути. А главной целью поездки была встреча с родичами, с которыми не виделись сто лет. Эту часть своих впечатлений опускаю. Могу лишь сказать, что я надеялся на теплый прием, но действительность превзошла все ожидания. Из всего говорённого, думаю, и тебе будут интересны слова моей двоюродной сестры Розы: «Вы обречены на вечные сомнения. Если переселитесь в Германию, вы будете сомневаться в правильности своего выбора. А если останетесь в России, то тоже будете сомневаться в правильности своего выбора».

1Страна суэбов (swâb, a по староверхненемецки - швабов). Это тот же корень su(e)bh(o) - "из собственного места", к которому принадлежит и готское слово sibja, и староверхненемецкое sipp(e)a - род, общность родственных друг другу людей", и старопрусское subs - "собственный, сам". Сравни  русское "особа" - личность, "собь" - своеобразие, характер, староцерковнославянское слово "собъство" - "своеобразие, сущность" и (русское) svoboda... (Примечание Германа Вирта к кн. "Хроника Ура Линда")

Жаль, что книга Вирта не вышла раньше, а  Гартвиг не пожил еще, чтоб ее почитать. Но может быть, он и сам знал или чувствовал, что самоназвание "шваб", коим он гордился, несет в себе эти смыслы. Он был свободным и особенным человеком. А.Г.

А.Г.: Добавлю, что и на современном немецком die Sippe - род, клан.

Суэбы примерно с третьего века жили в районе истоков Рейна и Дуная, оттуда они вместе с вандалами и аланами, добивая Восточную Римскую империю, в 409 году (еще язычниками)вторглись на Иберийский полуостров, где примерно полтора века существовало на территории Лузитании, т.е. нынешней Португалии, королевство суэбов (остальная Испания  - царство вестготов до вторжения арабов в начале VIII в.) Через тысячу лет легкие на подъем швабы составили ядро тысяч немецких колонистов, откликнувшихся на призыв Екатерины Великой  и приплывших в Россию, чтобы внедрить здесь дух свободного ремесленничества и крестьянствования. На наших глазах их ограбили и выставили вон, не сказав "спасибо".      

 

 

 

Комментарий от адресата  этого письма.

(Написано еще при жизни Владимира)

С Гартвигом мы спорили и спорим. По деталям и акцентам. По тому, в чем сходятся или расходятся его взгляды и мои, или, например, Гроута,

по-прежнему одного из лидеров бывших советских немцев в Германии. Основная ценность  писем Гартвига в том, что они с точностью до долей процента отражают  мнение основной массы целого почти уже ликвидированного стараниями сначала Сталина, а потом и всех последующих правлений, не исключая нынешних российских, казахстанских, германских и некоторых еще бюрократов, народа (речь в данном случае идет о ликвидации как национально-культурной общности). Причем, из-за большой затурканности и низкой образованности российских немцев Гартвига сегодня смело можно назвать чуть ли не единственным выразителем этих взглядов (не молчит, а строчит). Проблема поставлена значительно правильней, чем это получается у евролибералов и чиновников, точка зрения которых неотличима от марксистской  генеральной линии: сегодня придуриваться и улыбаться, а завтра все одно: национальности исторически обречены, только надо этого терпеливо (Сталин и Гитлер - нетерпеливо, ведь они же не либералы) дождаться. Весь либерализм — в этой "бюрократической терпеливости". И вот даже почти уничтоженные российские немцы, даже в Германии, куда так рвались, оказывается, все еще не желают растворяться, даже в "общенемецкости", столь же упорно, как раньше не захотели раствориться в "русскости", - и чего уж там говорить об арабах и турках. Сотни умных людей ждали и предупреждали, что презрение к идеологии и осмысленной политике в национальном вопросе кончится взрывом. Но для либерал-бюрократов это оказалось неожиданностью в ноябре 2005-го и еще не раз окажется таковой.

А. Гангнус

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гартвиг был одним из последних хранителей диалекта российских немцев. Точнее, диалектов было много, а его родной диалект был swöwe, то есть старошвабский. Признаюсь, я на целых полгода дольше выпускал газету "Нойес Лебен" ради Гартвига, точнее, ради его рубрики "Teitsch"Газета практически  сгинула, и чтобы труд Владимира Евгеньевича не пропал вовсе, я попытаюсь здесь кое-что вспомнить и повторить... Для тех, кому это согреет какую-то часть души. Итак...

DE LANGE MÄAZ

Fria hen t Leit s Vieh em Wintaohfang g’schlacht un uf s ganze Joa s Floajsch eigetoalt.

Целиком

 

 
 

Иллюстрация к кн. "Хроника Ура Линда". Так представляли себе суть своей религии и мироздания древние фризы (как и все остальные индоевропейцы от Ганга до Шотландии, по крайней мере, по мнению Германа Вирта). Колесо Вральды (англ. world - он же Бог, он же Вселенная в трех видах) - "суть символы великого Юла" (но и маленькой детской юлы, волчка, наверное, тоже). Все повторяется, но все же движется вперед. Всякий раз в день зимнего солнцеворота в конце декабря (jul) возвращается к истоку (der Anfang), началу (der Beginn), что не мешает миру меняться необратимо. "В Швабии, например, до сих пор в ночи зимнего Солнцестояния старое тележное колесо обматывают соломой и, сопроводив, крепким швабским словечком, скатывают пылающее в ночи колесо с горы... У болгар декабрь - коложег... Русский этнограф А.Н. Афанасьев отсюда же выводит известную поговорку "Жили в лесу, молились колесу" (примечание переводчика книги А. Кондратьева). Пусть же эти три мифические колеса будут на сайте nachaloнашим поминанием Владимира Гартвига, его соучастника с самого начала.       

На главнуюФорум

Hosted by uCoz