Эпизод из жизни. Паша-худред это Саша Эстрин |
||
Александр Антонов Из оформления романа "Человек без привычек". 1981 1. Р. Подольный, Н. Филиппова, К. Левитин (?) 2.В. Брель и Ю. Соболев?
Автор романа вовсе не рассчитывал на прямую узнаваемость героев. Саша Эстрин даже сетует на то, что приходится гадать, где - кто на самом деле. Я многое выдумывал или подверстывал из других пластов своего жизненного опыта. "Узнаваемость" порой шла просто от того, что рыльце кое у кого действительно было в пуху. И надо было кого-то ненавидеть. Автора - удобно, сам напрашивается. Но Саша Антонов, художник, иллюстратор почти всех моих книг, подошел к задаче по-своему. Он-то изобразил - порой до жути похоже - вполне конкретных обитателей подвала на Самотеке. Так, как он, художник, их видел.
|
Инна Акимовна как-то вызвала к себе Вадима. Когда он вошел, она разговаривала с художественным редактором журнала Пашей. Нет, вы мне объясните, что означает этот голый мужчина в форме веретена. Это означает... Паша поскреб в затылке, взглянул нерешительно на Вадима. Это означает устремленность человека как в микро-, так и в мегамиры. Вот здесь, где фигура сведена на конус, тут его устремленность к мельчайшему, к точке. А вот тут видите, он руками обнимает парочку галактик его обращение к бесконечности. Владислав Иванович, это к вашему автору картинка? Да. Вы ее подписали... Вам она нравится?
|
Этот голый мужчина в форме веретена...
Рис. Бориса Лаврова в № 5 ЗС за 1968 год Этот № 5 можно считать переломным в истории журнала. Когда из Каунаса пришел сигнальный экземпляр,...
|
Стучите! |
Картинка Вадиму не нравилась. Но, во-первых, она была не хуже многих
других, во-вторых, он ее уже подписал, а в-третьих, ему нравился Паша,
который относился к оформлению сложных, порой почти заумных материалов
Вадима с искренним желанием понять, проникнуться и подобрать к тексту
некий остроумный изобразительный эквивалент. Но сказать просто
«нравится» было бы не лучшей помощью Паше именно потому, что Инна
Акимовна могла учитывать и Вадимову солидарность с Пашей, и то, что реакция Вадима во
многом заведомо противоположна реакции тех, чье мнение сейчас Инну Акимовну в самом деле интересовало, руководителей
Управления.
Поэтому Вадим с непроницаемым видом посмотрел на картинку и скучным
голосом сказал:
А что? Я не вижу другого способа иллюстрировать эту идею, сущность
которой Паша изложил совершенно правильно.
Инна Акимовна недоверчиво покосилась на него. Ну, ладно. Только... Пашенька, эту обнаженность надо сделать немножко менее выраженной.
Одеть его в трусы? хладнокровно спросил Паша.
Ну, за кого вы меня принимаете!покраснела
Инна Акимовна. Ей очень не хотелось прослыть твердолобой ханжой.
Нет... Вот тут он обнимает галактики? А почему бы не пропустить где-то на уровне его пояса... ну,
туманность.
Туманность? спросил Паша.
Да, хорошо бы. Она завуалирует все лишнее. Причем деликатно
завуалирует.
Согласен. Но не нарушит ли туманность на середине фигуры идею,
замысел... Как, Вадим, нарушения масштабности, что ли, не будет?
Вадим еле удерживался от смеха, тем более что и Паша явно уже валял ваньку, искры смеха в его глазах так и прыгали. Но если бы
он разразился своим деревянным, по определению Жоры, хохотом, картинку
бы немедленно вышвырнули. Примеры тому были. Поэтому, прикусив губы, он
поднял глаза к потолку.
Сейчас соображу. Немножко нарушит... Впрочем, есть еще газовые внутригалактические туманности они по масштабу сойдут.
Можно!
Инна Акимовна была довольна. Деловое обсуждение принесло свои
плоды. И неприличную деталь удалось убрать и сохранить интеллигентное
лицо современной дамы, чуждой ханжества. Так что можно будет смело
смотреть в глаза и в Управлении, и в очереди в
литфондовском ателье.
Мне кажется, несколько игриво добавила она, отдавая картинку Паше, с
туманностью будет даже как-то полнее и выразительнее. Да, туманность будет на месте, все тем же скучно-академическим тоном произнес Вадим, удивляясь себе и всему разговору. Еще полгода назад он простодушно ляпал то, что было в голове, и вот на тебе, то ли в журнале что-то меняется, то ли он, Вадим, меняется и не в лучшую сторону... Паша взял картину и пошел к двери. Проходя, он осклабился и подмигнул Вадиму.
|
В. Лемпорт. Руководитель и художник (Хрущев и Эрнст Неизвестный) 1962
|
Перед текстом романа есть издательская аннотация - тогда, по существу, только отмазка от цензуры и потенциальных официозных критиков. Более адекватное объяснение позиции автора и, пожалуй, и заголовка, на мой взгляд, можно найти в следующем диалоге главных героев, "симбионтов" Вадима Орешкина и Жени Лютикова. Сколько раз потом, во время перестройки и после, подобный диалог или внутренний монолог приходилось и приходится вести в минуты политических искушений и раскаяний тысячам обманувшихся и обманувших...
Вадим, дружочек, а зачем тебе все это, а? поморщился симбионт.
Зачем ты лезешь в эту грязную историю, где все хороши? Что ты за это
будешь иметь? |
Внимание! Открылся форум сайта "Доистория".